Все для фрилансеров

КАК СОСТАВИТЬ ТЗ ДЛЯ КОПИРАЙТЕРА

Статья обновлена 31.08.2023 года.

Содержание:
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЗ
2. ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ В ТЗ ДЛЯ КОПИРАЙТЕРА
3. КАК ИСКАТЬ АВТОРОВ И СКОЛЬКО ИМ ПЛАТИТЬ
4. РЕЗЮМЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

КАК СОСТАВИТЬ ТЗ ДЛЯ КОПИРАЙТЕРА? КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНИТЕЛЮ? НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Если Вы обращаетесь к специалисту для выполнения задачи и хотите получить качественный результат, то важно правильно сформулировать ТЗ — техническое задание. Это касается любой работы: будь то строительство запланированного дома, выпечка торта для праздника, оформление портфолио или написание текста на необходимый сюжет.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Техническое задание должно сопровождать любой проект. Какой бы сложности Вы ни ставили задачу – она должна сопровождаться описанием. На этот документ можно будет ссылаться при проверке и решении споров. Это своего рода инструкция для исполнителя.

Чем подробнее будет составлен бриф, тем проще исполнителю будет выполнить свои обязательства, тем безопаснее для обеих сторон будет сделка. При правильно подготовленном ТЗ не останется места для недопонимания или неверного выполнения.

В ТЗ необходимо осветить всевозможные моменты: от особенности ниши, товара или услуги до формата текста: информационный или продающий. Пусть пунктов будет как можно больше. Если после выполнения, Вы обнаружите какой-то упущенный момент по причине недостатка информации у писателя, то это будет Ваша вина.

Составляя ТЗ, представляйте, какие вопросы Вы зададите себе, впервые столкнувшись с темой. Ведь это в Ваших интересах, чтобы она была освещена максимально подробно. Так, чтобы в результате чтения, Ваша цель была достигнута. Так помогите копирайтеру понять – какую цель Вы хотите достичь?

НЕОБХОДИМЫЕ ПУНКТЫ В ТЗ ДЛЯ КОПИРАЙТЕРА

— Целевая аудитория.
В первую очередь стоит объяснить: для кого документ предназначается? Кто является целевой аудиторией? Ведь статья пишется для читателя, копирайтер должен помнить об этом. Ресурс создается не для магазина, сервиса, услуги, директора, а для человека, который будет его читать. И копирайтер должен четко понимать – для кого он пишет? Какой посыл у текста?
Существует весомая разница: будет читать статью профессионал или информация предоставлена для простого обывателя?
Пример 1: Описание должно быть понятно человеку, который ранее никогда не держал в руках описываемый товар.
Пример 2: После прочтения должно появиться желание узнать подробности по описываемой теме.
Пример 3: Статья для профессионалов, необходимо использовать специализированные обороты. Не упрощать.
— Глубина раскрытия вопроса.
Вытекает из последнего предложения выше. Статья будет для рядовых пользователей или для тех, кто глубоко разбирается в теме? Надо сделать полный обзор или описать поверхностно, есть ли ключевые, обязательные моменты?
Пример 1: Идея должна быть раскрыта полностью, не оставить у читателя вопросов и сомнений.
Пример 2: Статья затрагивает общие моменты, знакомит с читателем с общими вопросами.
Пример 3: Только описание услуги, ничего лишнего.
— Подробное описание продукта, услуги, запрашиваемых условий. Нюансы, которые должны быть понятны копирайтеру. Напишите, какие преимущества, выгоды, недостатки.
Если Вам требуется описание какого-то предмета, то необходимо четко написать инструкцию: какие характеристики есть, и как должны быть поданы.
Пример 1: У товаров не должны быть переписаны характеристики. Они должны освещать выгоду от этих свойств, а не перечислять их.
Пример 2: Услуги имеют вот такие-то преимущества, которые должны быть обязательно.
Пример 3: В тексте должен быть вывод о пользе этого, и вреде другого. Необходимо разобраться, в чем польза и вред.
— Какова цель текста?
Кажется, что этот пункт похож на первый, но это не совсем так. Имеется в виду, что Вы даете четко понять, что должно произойти в результате прочтения. Побудить к покупке? Проинформировать? Сео-продвижение? Побуждает поделиться информацией? Что должен сделать человек после прочтения текста? Это не имеет отношение к целевой аудитории, это имеет отношение к тому, какую задачу Вы хотите решить?

— Язык бренда/услуги/проекта.
Как Вы общаетесь с аудиторией? По деловому? В легкой разговорной манере? Используется сленг, юмор? Или посыл официальный, требующий терминологии? У работника должно быть четкое понимание, в каком стиле выполнять заказ, как обращаться к читателю.
— Технические моменты.
На этом пункте остановимся подробнее.
Обязательно укажите необходимое минимальное количество знаков без пробелов! И инструмент, при помощи которого можно это проверить.

Уточните, есть ли требования к структуре? Что и в каком количестве должно присутствовать: заголовки, подзаголовки, списки, схемы, графики, картинки? Если необходимы картинки — как они должны отражать тему: могут быть с бесплатного фотостока, или необходима уникальность?
Как должен выглядеть опубликованный материал? Как может выглядеть вводная и заключительная части, какое количество абзацев необходимо, должны ли быть разделы и подразделы?
Пропишите, что можно, а что категорически нельзя использовать. Да, хороший копирайтер должен знать эти моменты, но, будем честны, исполнители попадаются разные. Поэтому, советую перечислить основные принципы, которые должны учитываться при выполнении.
Определив предмет обсуждения для копирайтера, Вы должны решить и предоставить при подготовке проекта:

— Ключевые и второстепенные запросы: Предоставите их самостоятельно, или поручите это копирайтеру? Тут в помощь всем известный способ сбора семантического ядра при помощи Яндекс.вордстат. Обязательно стоит указать их количество, необходимое для использования.
— Приведите примеры статей и авторов, которые Вам нравятся.
— Составьте четкую инструкцию о формате и сроках сдачи: в каком документе, куда отправлять, какие сроки.
— Предоставьте ресурсы, основываясь на которые, Вы будете принимать результат. Можете дать рекомендации, какими сайтами можно пользоваться (Текст.ру, главред – помогут определить уникальность).
— Это может показаться странным, но стоит указать важность отсутствия грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
— Если Вы поручаете выполнение новичку, то не лишним будет составить план, уточнить все ли термины понятны, и быть готовым привести примеры.
Пример плана:
Введение (о чем)
Особенности (привести примеры преимуществ)
Сравнение (привести положительные отличия)
Описать выгоды (привести примеры)

Выводы.

Каждый пункт должен иметь пояснение о рекомендуемом количестве знаков.
— Если автор опытный, то Вы можете договориться о СЕО-оптимизации. Тогда необходимо прописать помимо списка запросов, сколько раз каждый должен использоваться, и в каком вхождении (мета-теги H1, H2, Title, description). Выходом из ситуации при работе с неопытным автором может быть составление инструкции: что такое прямое вхождение, как стоит использовать «ключ», как можно менять местами слова, окончания, что такое пассаж. Приложите примеры вхождения.
— Обратите внимание автора: если «ключ» не вписывается, то не стоит мучиться, стараясь запихнуть любой ценой. Это будет бросаться в глаза. Примерно 4 запроса могут входить в объем около 1000 знаков.

УКАЖИТЕ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!

Напишите подробно, что категорически стоит избегать. Вы вправе использовать любые запреты! Чем четче прописаны инструкции, тем легче Вам будет проверять результат.
Например, какие ограничения могут быть введены для написания:
Стоп-слова: Допустим, разумеется, например, казалось бы, таким образом и т.д. Такие слова спокойно удаляются из текста, не теряя смысла. Так зачем их использовать? Ведь Вы платите за количество знаков.
Вежливость: создается самим текстом, а не отдельными словами. Подлинная вежливость будет проявляться во внимании к читателю.
Бытовые и корпоративные штампы могут испортить любой текст. Сами по себе не плохи, но чрезмерное использование может испортить всё впечатление. Штампы обычно не несут в себе смысловой нагрузки, кроме длины.
Бытовые штампы: Сплошь и рядом, волшебным образом, уже вот где сидит, сойти на нет, неровен час, всё чаще и чаще, на каждом шагу, в конце концов и т.д.
Корпоративные штампы: нацелены на результат, комплексный подход, качественно и в срок, на высшем уровне, расширили географию продаж, команда единомышленников и др. – фразы, которые должны сделать текст профессиональным, но на самом деле профессионализм проявляется не в этом.
Оценочные прилагательные: достойный, безупречный, красивый, легендарный, лучший, замечательный, высокий, неоценимый, ничтожный, немаловажный и др. Чаще оценка всего это — субъективное мнение автора, оно не вызывает доверия. Факты гораздо важнее оценки.
Меньше воды: Принять решение – решить, повышать осведомленность – сообщать и т.д. Если можно заменить на одно слово – замените.
Не использовать усилители: совершенно точно, максимально выгодно, несомненно, невероятно, бесспорно, истинно – чрезмерное побуждение видно читателю.
Никакой неопределенности: почти, около, более, некоторые. Точные цифры и числа.

ГДЕ И КАК ИСКАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ И СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ ЗА ЗАКАЗ.

Существует много сайтов и пространств, где можно найти исполнителя для выполнения конкретной задачи. Достаточно в поиске задать «поиск фрилансера для работы», и в результате Вы получите список из ресурсов, регистрируясь на которых в качестве заказчика, Вы сможете найти себе помощника.
Стоимость оплаты во многом зависит от опыта человека. Уникальный текст может стоить очень дорого. Но и результат может превзойти Ваши ожидания.
Начинающий специалист вынужден брать меньше, даже если он безмерно талантлив. Поэтому, для Вас ориентиры такие: новичкам стоит оплачивать от 20 рублей за 1000 знаков без пробелов. Опытные профи в зависимости от целей и задач будут брать от 100 рублей за 1000 знаков.
Если Вы начинаете сотрудничать с новичком, то и количество требований должно быть минимально.

ИТОГИ И СОВЕТЫ.

Не скупитесь при выборе копирайтера. Стоит оценить выгоду. Вы можете сэкономить время, силы на перечитывание, редактирование, исправление, получив сразу нужный результат.
Если Вы боитесь за качество выполнения, попросите написать парочку тем для примера, аналогичные желаемому. Или придумайте небольшое тест для проверки. Попросив копирайтера написать пробный часть на 100-200 знаков, Вы сможете оценить, подойдет Вам данный исполнитель, без страха потерять свои деньги.

За хорошую работу стоит платить хорошие деньги. Вы же не хотите, чтобы дело было выполнено кое-как? Стоит потратить время на составление подробной инструкции, на поиск талантливого автора, и тогда Вы не пожалеете о понесенных расходах.

Примеры разного типа ТЗ.
Вариант 1.
Требования к информационной статье:
— Количество знаков: 3000
— Уникальность: 95-100%, не рерайт. Проверка ресурсом: таким-то
— Грамотность: отсутствие пунктуационных, орфографических ошибок
— Тема: корм для собак.
— Тематические фразы: поиск вхождений на вордстате, строгое соблюдение последовательности. Если написано «купить гипоаллергенный корм», значит использовать именно это сочетание слов.
— Ключевые фразы: 4-5 ключей.
— Структура: Введение (раскрытие темы), основная часть (какие корма бывают, чем отличаются, достоинства и преимущества), наличие списков (минимум 1), абзац содержит 3-4 строки, подзаголовки выделены, в конце резюме и выводы.
— В первом абзаце обязательное использование главного словарного ключа. Далее равномерное распределение.
— Подзаголовки помечаются тегом h2 (2-5 штук), содержат слова по основным фразам, отражают суть следующего абзаца.
— Стиль: дружелюбный, но в меру. Не надо использовать фразы «дорогой друг», но читатель должен почувствовать доверие и расположение к автору.
— Обязательное изучение специфики перед созданием статьи. Ниша специфическая, требует предварительного изучения.
— Срок выполнения: 2 рабочих дня.
— Варианты сдачи: документ Ворд, ссылка на гул документ. Отправлять на почту.
— Если будут вопросы непосредственно по теме – можно спрашивать.
Вариант 2.
Описание товаров.
— Тема: детские товары.
— Содержание: описательный вид. Так, чтобы раскрыть информацию о товаре для человека, — который не видел и не держал его в руках.
— Объем: 1000 символов на каждый товар.
— Цель: принятие решения о покупке.
— Не писать очевидные вещи: не дублировать характеристику товара, а представить выгоды от определенных свойств и качеств. Пример: «ширина коляски 75 см» — характеристика, «позволяет свободно проезжать в створки лифта» — преимущество.
— Обезличенность: информация не подается от первого, второго или третьего лица. Никаких «Вы получаете…».
— Не использовать однокоренные слова рядом.
— Структура: короткие абзацы, короткие предложения (максимум один деепричастный или причастный оборот). Подзаголовок 1-2 раза. Обязателен маркированный список. Описание заканчивается предложением.

Пример структуры:
1. наименование товара, его главные преимущества.
2. Подзаголовок H2 (идет оглавлением к списку).
3. Список из особенностей продукта.
4. Заключительное предложение.
— Уникальность: не менее 85%, «вода» не более 15%.
— Не употреблять слова: дешевый, бюджетный, недорогой, экономный.
— Не писать о цвете и комплектации, т.к. они могут меняться.
— Использование ключей: Информация должна быть написана для людей, не для поисковых машин. Если ключи вставить не удается, насильно не вставляем.

Каждая отдельная задача требует своего решения, значит и своего технического задания. В статье постарались максимально раскрыть моменты, с которыми обычно сталкиваются заказчик и исполнитель. Подготовив один раз полноценную развернутую инструкцию, Вы сможете использовать этот шаблон в дальнейшем, лишь немного изменяя и адаптируя под конкретные требования.

Надеемся, что у Вас не осталось вопросов. Желаем Вам продуктивной работы и талантливых, ответственных помощников!

Добавить комментарий

Заполните форму ниже для оставления комментрия

Вам так же будет интересно